НОВОСТИ

Миграция в детство

Александра Солдатова.Maskbook.

Спектакль «Когда я снова стану маленьким» Евгения Ибрагимова, представленный на «Золотой Маске» сразу в четырех кукольных номинациях, на показе 1 апреля оказался под угрозой срыва. Актеру Тарасу Бибичу приходилось героически продираться сквозь детский смех. Бережно, как будто защищая огонек от ураганного ветра, он сохранял на сцене зыбкую атмосферу ностальгической прозы. А дети все смеялись и смеялись – над вещами забавными, над вещами жестокими и жуткими… С первых минут, когда актер БДТ им. Г.А.Товстоногова вышел из зала на сцену и оглядел всех любопытным дружелюбным взглядом, в нем, очевидно, признали своего парня, ребенка во вражеском стане взрослых. Но слушать этого чудака, видимо, решили с единственной целью – чтобы хорошенько развлечься.
Для детской аудитории постановка действительно получилась непривычной. В духе педагогических заветов Корчака, она не стремится ни угождать, ни читать мораль. Это тихая история о варшавском детстве, с личными, неисторическими, горестями и радостями: бедностью, голодом, первой встречей со смертью, настоящей дружбой и любовью. История в сентиментальных оттенках сепии с фотографий начала ХХ века. Шестилетним, конечно, трудно ее прочувствовать: зачем скучать по тому, кто сидит в соседнем кресле?
Родителей главного героя играют Светлана Шадрина и Борис Кипнис. Нарядные и безмолвные, они по бокам от сцены сопровождают спектакль нежными звуками перкуссий и скрипки – тени, ангелы-хрантители, с любовью наблюдающие за взрослым сыном. Куклы художника Натальи Мишиной, в отличие от людей, действительно живые. Мир прошлого, явленный в крошечных, двадцатисантиметровых фигурках, обитающих в городе из стульев и чемоданов с сюрпризами, оказывается реальнее настоящего, человеческого.
Театр кукол, который для ребенка, однажды заметившего за ширмой кукловода, становится символом наглого надувательства, в постановке Ибрагимова честен настолько, насколько вообще возможно. Тарас Бибич не только действует открытым приемом, он совершенно не пытается оживить своих подопечных. Куколки стоят в статичных позах, но только моргнул – фигура смиренно молящегося Владека: «Добрый мой Боже, помоги мне не грешить, дай здоровье и долгую жизнь маме и папе...» – вскакивает (сменяется другой) и меркантильно заканчивает фразу: «и дядюшке о часах напомни!». Словно в альбоме с бабушкиными фотографиями, мизансцены с ювелирно выстроенным светом и пространством сменяют друг друга. Сами куклы молчат, бывает, падают с мест, но неведомой силой противятся неряшливому обращению и обездвиженности, ведут с тобой свой проникновенный диалог через Тараса Бибича, медиума двух миров.
Как и для авторов Лиликанского театра, Майи Краснопольской и Ильи Эпельбаума (спектакль «Куккафе “У Шекспира”» также представлен в этом году на фестивале), для Ибрагимова театр кукол – сновидческое пространство бесконечных возможностей, которое размывает все привычные границы. Тут не только куклы летают наяву и кружатся в танце на виниловых пластинках, тут опытный драматический актер растворяется в полифонии десятков голосов, не боится смотреть на падающий снег и говорить, что это красиво, или счастливо кружиться в густой дымке под музыку, держа по влюбленной кукле в каждой руке. Романтичность, которой принято стыдиться, появляется с беззастенчивой простотой, подкупает наивностью. «Снова стать маленьким» оказывается совсем несложно, сложно вернуться в реальность и научиться быть настоящим взрослым.