НОВОСТИ

Художественный козлик

Александра Василькова  газета "Культура". №13. 21-27 апреля  2011

Чеховский “Медведь” Костромского театра кукол и московского объединения “КультПроект”, кажется, не только лучший, но и единственный, о котором стоит всерьез говорить. Если прошлогодний “масочный” спектакль, поставленный тем же режиссером (Владимир Бирюков) и оформленный тем же художником (Виктор Никоненко), на мой взгляд, не сложился, то здесь все соединилось не менее счастливо, чем судьбы персонажей этой “шутки”. На сцене – маленький Художественный театр, с его гордостью – поворотным кругом (которым, как мне показалось, здесь несколько даже злоупотребляют, впрочем, для этой постановки – простительно), с узнаваемо “чеховскими” декорациями, но разыгрывают пьесу марионетки, о чем нам постоянно напоминают остающиеся в поле нашего зрения руки кукловодов – открытый прием, в хорошем театре неизменно делающий кукол еще более живыми. Художник придал им портретное сходство с актерами, читающими текст (Оксана Мысина, Сергей Гармаш и Камиль Тукаев), – еще одна счастливая находка; особенно хорошо получается, когда персонажи проделывают что-нибудь такое, чего в “человеческом” театре не увидишь: повисают вниз головой или с легкостью запрыгивают куда-нибудь на каминную полку, это великолепно работает, потому что все остальное время они не выходят за рамки реализма, к примеру, честно входят и выходят через двери. Но главное даже не это, главное – кукольным персонажам, автором поставленным в нелепое и заведомо неестественное положение, можно сочувствовать. Оттого, что на сцене перед нами ненастоящий, уменьшенный мир (неслучайно же руки кукловодов все время остаются на виду, не давая нам переключиться на другой масштаб), в котором живут ненастоящие люди, их, в общем-то, не очень серьезные переживания делаются куда более глубокими, и вся история оказывается не только смешной, но и трогательной.

 

Читать статью полностью: газета "Культура"