НОВОСТИ

Московская публика оценила «DEREVNI.NET»

Анна Крайнова,  «Газета №1. Ваша газета на Алтае»  №9  2010 (публикация ИА "Атмосфера)

Труппа Алтайского краевого театра драмы имени Василия Шукшина вернулась из Москвы, где на прошлой неделе весьма успешно выступила в рамках фестиваля «Золотая маска». Правда, участвовал алтайский театр не в основной программе фестиваля, а во внеконкурсной ее части – «Маска плюс». Однако включение в нее можно считать успехом – ведь попадают в «Маску плюс» только спектакли, рекомендованные экспертами «Золотой маски». В этом году кроме российских театров свои работы представляли театры стран Балтии и СНГ. Алтайский театр драмы выступал в рамках программы «Новая пьеса». На сцене театрального центра «На Страстном» актеры показали экспериментальную постановку «DEREVNI.NET».

Эксперимент
«Сцены из деревенской жизни» («DEREVNI.NET») родились летом 2010 года. В рамках проекта «Живому театру – живого автора» актеры Театра драмы вместе с московскими драматургами и кинодокументалистами в поисках материала посетили алтайское село Курья. Материал, собранный в экспедиции, лег в основу пьесы. С начала сезона на алтайской сцене «DEREVNI.NET» демонстрировались четыре раза. Создатели проекта называют эти показы не спектаклями, а читками пьесы. Спектакль еще только готовится. Причем при непосредственном участии зрителей – после каждой читки они вместе с актерами и режиссером обсуждают увиденное и вносятся какие-то коррективы.
Напомним, что показ состоит из коротких сценок, в которых герои – жители села Курья – рассказывают о себе, о своей жизни, о своих проблемах, о том, чем и как живут. Рассказы ведутся сочным, ярким, простонародным языком, с матерком. На сцене – деревенские жители, герои документального спектакля, на экране – видео и фото их прототипов из жизни. Этот проект для Алтайского театра драмы стал первым опытом в области документального театра.

Признание
«Мы боялись ехать и играть в Москве боялись, – рассказал asfera.info директор Театра драмы Сергей Медный. – Нам довелось играть в театральном центре «На Страстном», это не где-то на окраине, это в центре города! И на наш спектакль продавали билеты, и зрители их покупали. Зал был полон, принимали нас очень хорошо, аплодировали. После спектакля многие остались на обсуждение, которое длилось два часа, что нас удивило больше всего. Это показатель интереса зрителей к нашему спектаклю. Некоторые москвичи подходили после спектакля и говорили, что обязательно, когда будут в Барнауле, придут в наш театр».
Кстати, публика, по словам Сергея Медного, в Барнауле и в Москве разная. Основное отличие в том, что барнаульские зрители знают, что такое Курья, и часто на обсуждении после спектакля признавались, что в героях узнают своих знакомых, близких. Они смотрят настороженно, контролируя, чтобы актеры, режиссер «не приврали чего, а показали все, как есть». Москвичи не знают о Курье, да и о деревенской жизни многие имеют смутные представления, потому и восприятие пьесы у них другое: они менее критичны в отношении точности воспроизведения образов.
«У нас зритель на спектакле настороженный: они все понимают, что это рядом, и ждут, что же о нем или его знакомых скажут. Московский зритель воспринимает все, как показывают актеры», –
добавляет Медный.
По его словам, московские критики также отнеслись благодушно к эксперименту алтайского театра. «Для нас, репертуарного театра, это совершенно новый материал, – отметил Медный. – Но, по словам художественного руководителя «Театра. DOC» Михаила Угарова, который занимается документальным театром уже лет 15, первый блин у нас не комом. По отзывам критиков, мы были на очень высоком уровне».
  Кстати, после выступления на «Маске плюс» Театр драмы пригласили в Красноярск на фестиваль современной драматургии «Драма. Новый код» (ДНК), еще одно предложение поступило из Германии. В Красноярск актеры Драмтеатра поедут в мае, а вот вояж в Германию под вопросом – из-за финансовых проблем.