НОВОСТИ

Документальный сдвиг

Алена Карась,  "Российская газета". Федеральный выпуск №5436 (60)  23.03.2011

Проект "Новая пьеса" завершился в Москве

Проект "Новая пьеса", осуществленный в рамках нынешней программы "Золотая маска", оказался одним из самых впечатляющих за всю историю этого движения...

Еще интереснее заработал этот эффект новой театральной оптики в проекте Алтайского театра драмы им. Шукшина (Барнаул) и московского фестиваля "Любимовка". На десять дней актеры театра вместе с драматургами и главным режиссером театра Романом Феодори отправились в деревню Верхняя Курья. "Полевые исследования" алтайской деревни, в которых актеры превращались в авторов, авторы - в режиссеров, а режиссер метался в поисках авторов, актеров и персонажей, поначалу казались слабым повторением "хитового" московского спектакля Алвиса Херманиса "Рассказы Шукшина". Но спектакль Derevni.net оказался не только разительно на него не похож, но намного интереснее своего предполагаемого прототипа.

Устройство спектакля - проще не придумаешь: фотография "персонажа"/"персонажей", реальных людей, на ее фоне - актер/актеры, не выпускающие из рук "роли" - документальные записи, и иногда еще один актер, "играющий" интервьюера. Он сидит на самой границе сцены и зала, но чаще всего отсутствует. В этот момент и происходит самое интересное. "Понимаешь?" - говорит актер, имея в виду того человека, кто беседовал с его "персонажем". И публика принимает на себя роль отсутствующего интервьюера, точно сама задает вопросы человеку из деревни Верхняя Курья. Точно сама ответствует за смысл. Да и у актеров в этот момент происходит чистейшей воды трансгрессия - резкий сдвиг в сторону неведомого. Становясь "агентами" реальности, актеры теряют свои привычные позиции и порой прячутся за старое, за жанровые сцены и эстрадные миниатюры. Но по большей части они сдвигаются от этого "старого" намного дальше, чем актеры Алвиса Херманиса, сыгравшие "Рассказы Шукшина".

Читать статью полностью: "Российская газета"