НОВОСТИ

ЛАБОРАТОРИЯ ПО НАПИСАНИЮ ПЬЕС ДЛЯ ТЕАТРА КУКОЛ
Инициаторы и организаторы Лаборатории - Творческое объединение «КультПроект» (Москва)
Партнер Лаборатории – Центр им. Всеволода Мейерхольда (Москва)
Лаборатория проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации
 
Кураторы Лаборатории:
Арина Шепелева (театральный критик, историк театра, преподаватель Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, один из наиболее авторитетных специалистов по театру кукол в России) и
Елена Ковальская (театральный критик, заместитель художественного руководителя Центра имени Вс. Мейерхольда, в прошлом Арт-директор фестиваля современной драматургии «Любимовка» и директор Фестиваля современной пьесы «Новая драма»)
 
Проблема:
Театр кукол – театр безграничных возможностей. Сегодня под общее определение кукольного театра подпадает огромное множество его видов и форм. Все это абсолютно не соответствует представлению о театре кукол, бытующему в России. Российские кукольники не спешат осваивать новые художественные языки, и это приводит к довольно консервативному отношению к искусству театра кукол среди российских зрителей.
Зрительская аудитория нуждается в новых спектаклях и историях, а театр кукол до сих пор предлагает ему классические детские пьесы из репертуара, которые были написаны и актуальны в 60х годах. Интересы взрослой и подростковой аудитории репертуаром российского театра кукол практически не учитываются
 
Причина:
Прежде всего, оторванность современного театра кукол от реалий современного искусства можно связать с отсутствием современной драматургии для театра кукол – как для детей, так и для взрослой аудитории. Режиссеры-кукольники сами являются авторами пьес или инсценировок, на основе которых они же создают спектакли. Это факт обусловлен спецификой театра кукол, которая требует адаптации драматургической основы для создания технологии и механики в рамках постановки. Современные российские драматурги в большинстве своем не знакомы со спецификой и возможностями театра кукол. Следствие - отсутствие качественного современного драматургического материала для этого вида искусства.
 
Что делать?
Создание драматургического произведения для театра кукол возможно при условии погруженности драматурга в специфику театра кукол в соавторстве режиссера и художника. Мы решили их познакомить, помочь драматургам найти общий язык с кукольниками, и создать им комфортные условия для совместного творчества. На следующий год в трех российских театрах по результатам Лаборатории творческими группами будут созданы три спектакля: для детей, для подростков и для взрослых. Обязательное условие – драматурги будут присутствовать на постановках спектаклей.
 
Лаборатория work-in-progress:
Первая Лаборатория  по написанию пьес для театра кукол состоялась в июле 2013 года во Владимирской области. В настоящее время участники Лаборатории: три режиссера театра кукол, три художника театра кукол и три драматурга продолжают работать над пьесами и художественными замыслами спектаклей. В 2014 году результаты их совместной работы будут представлены на сценах театров кукол в Иркутске, Вологде и Петрозаводске.

Лаборатория состоит из пяти этапов:

- первый (подготовительный) этап: определение творческих групп драматург-режиссер-художник, распределение будущих постановок в российские театры кукол; знакомство режиссера и художника с пьесами драматурга, просмотр драматургом видеозаписей спектаклей, созданных режиссером и художником;

- второй этап: публичные лекции в Москве на базе Центра имени Вс.Мейерхольда, посвященные ознакомлению творческих групп и всех желающих с современными видами и формами мирового театра кукол. В 2013 году прошла лекция Марека Вашкеля (Польша), в 2014 году планируется лекция Рене Бейкер (Великобритания);

- третий этап: выезд на Лабораторию. Работа драматурга с режиссером и художником над созданием пьесы – в соответствии с задачами режиссера, возможностями труппы выбранного им регионального театра, заявленной художником системой кукол и художественным решением спектакля. Параллельно режиссеры и художники предлагают режиссерское и художественное решение по ранним пьесам драматургов. В конце каждого рабочего дня – представление результатов работы кураторам и участникам Лаборатории. Обсуждение и корректировка наработанного материала. Создание синопсиса будущих пьес.

- четвертый этап: написание драматургами пьес, согласование конечного результата с режиссерами, художниками, кураторами и продюсером Представление проектов постановок директорам региональных театров-участников Лаборатории.

- пятый этап (следующий год после проведения Лаборатории): постановка написанных пьес постановочными группами в выбранных региональных театрах. Работа над постановкой ведется режиссером и художником совместно с драматургом. Это дает возможность драматургу на практике понять особенности работы с куклой и по ходу постановки вносить в текст пьесы поправки.

Подробнее о проекте  в разделах пресс-центра: публикации и  видео